Home » Разное » Сегодня исполняется

Сегодня исполняется

Сегодня исполняется 88 лет со дня рождения Ролана Антоновича БЫКОВА – советского и российского актёра театра и кино, театрального режиссёра, кинорежиссёра, сценариста, педагога. Народного артиста СССР. Лауреата Государственной премии СССР.

Ролан Быков родился 12 октября 1929 года (по ошибке записан 12 ноября) в Киеве, в семье красноармейца Семёна Геронимовича Гордановского, поляка по происхождению, прошедшего четыре войны, ставшего после австрийского плена в Первую мировую войну Антоном Михайловичем Быковым. В гражданскую войну отец сражался в дивизии Будённого. Дорос до эскадронного комиссара. Именно тогда он и встретился с Эллой Матусовной Ситняковской (19041996), еврейкой, несостоявшейся актрисой, – которая была его полной противоположностью: красавица, родилась в интеллигентной семье, писала стихи и говорила по-французски. Но влюбилась в красного командира и вышла за него замуж. В этом браке на свет и появились два мальчика: Гера и Ролан. Своё имя Ролан Быков получил в честь писателя-француза Ромена Роллана, мама по ошибке решила, что Роллан это имя. Изза частых переводов отца семья Быковых часто переезжала. В конце 1930х годов они вернулись в Москву. Родители вскоре расстались, у отца появилась новая семья, и оба сына воспитывались матерью.

О первой своей встрече с театром Ролан Быков вспоминает: У меня была подруга чуть постарше, имевшая на меня большое влияние. Когда мне было четыре года, она позвала: Пойдем, там записывают всех, кто хочет кино смотреть бесплатно, сколько угодно. Мы пришли в театр, там записывали в самодеятельность. Какая-то женщина спросила меня: Что ты умеешь делать? Я сказал: Ничего не умею, хочу кино смотреть бесплатно, сколько угодно. Меня всё-таки вытащили на сцену читать стихи. Стихи были примерно следующие: Ходят волны кругом вот такие, вот такие большие… ходят по морю волки морские… и тому подобное. Я, конечно, запутался, ошибся и стал руками показывать, какие такие волны ходят.
А когда дело дошло до волков морских, я вообще не знал, что это моряки. Ну и зарычал на весь зал: Р-р-р-р. Заслужил аплодисменты. А сзади шепчут: Надо кланяться. Я говорю: Кланяться не буду. Я знал, что кланяться унизительно. Но подруга велела, и я не мог ее ослушаться. Вышел, не спросив, как надо кланяться, вспомнил только, как это делала бабушка, когда молилась. Встал на колени и начал кланяться, ударяясь лбом об пол. В общем, после этого получил прозвище Артист. Меня все в квартире стали к себе звать: Ну, заходи, Артист, изобрази, спой. Мы ведь жили в коммуналке, состоящей из сорока трёх комнат и одной кухни. Так у меня сразу появились сорок три сцены.

Семья Быковых жила напротив Зацепского рынка. Это был один из самых шпанистых районов столицы, и Ролан с утра до вечера пропадал с мальчишками в его закоулках. С приближением фашистов к черте города в Москве началась массовая эвакуация населения. Семья Ролана Быкова была отправлена в Йошкар-Олу, и там в нём внезапно проснулся провидческий дар. Он вспоминал об этом так: Я видел, как гадала моя бабушка, и, когда она однажды заболела, вызвался самостоятельно раскинуть карты зашедшей соседке. Словом, я прочитал по картам: Через три дня вернётся ваш муж. Женщина выслушала меня, заплакала и убежала, а я получил от бабушки по морде… А через три дня приехал муж той женщины… После этого начался форменный террор – ко мне пошли люди. Мама пыталась усовестить бесконечных посетителей и объяснить, что мальчику нужно иногда и в школу ходить, ей говорили: Отойди, женщина, пусть дитё скажет. Правда, в какой-то момент это стало чуть ли не основной статьёй дохода в нашей семье. И все-таки нам пришлось бежать, возвращаться раньше времени из эвакуации. Мы приехали в Москву зимой 43-го, не имея ни денег, ни продовольственных карточек. Для меня те гадания на картах закончились нервными припадками, в результате чего я в том же году попал в Кащенко… .

Театр вошёл в его жизнь в школе, когда Ролан начал заниматься в студии Дома пионеров. После окончания школы в 1947 году он твёрдо решил стать актёром. Но тут его ждало серьёзное испытание. Быков последовательно проваливался на экзаменах сначала в школу-студию МХАТ, затем во ВГИК, а в Гиттисе прошёл только первый тур. Отборочные комиссии как-то плохо представляли себе актёра с таким своеобразным лицом, да ещё и маленького роста. Поступление в Театральное училище имени Щукина стало его последним шансом. Быкову удалось доказать приёмной комиссии, что актёрами могут быть не только высокие парни с красивой внешностью.

Закончив в 1951 году Щукинское училище (мастерская В. К. Львовой и Л. М. Шихматова), Быков стал актёром Московского ТЮЗа. Молодой актёр очень удачно вписался в творческий коллектив. На этой сцене он за семь сезонов сыграл более сорока ролей. Сниматься в кино Быков начал с середины 50-х годов, первоначально в небольших ролях. Первый значительный образ в кино Быков создал в фильме Шинель (1959), сыграв Акакия Акакиевича Башмачкина.

Удачно складывалась и его театральная карьера. Поэтому для многих было неожиданностью решение Быкова покинуть ТЮЗ и возглавить в 1957 году малоизвестный студенческий театр МГУ. До 1959 года он был художественным руководителем и режиссёром театра. Одновременно с 1958 по 1960 год Быков исполнял обязанности главного режиссёра Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. С 1960 года Ролан Быков перешёл работать режиссёром на киностудию Мосфильм. С тех пор он и сам стал ставить фильмы и продолжал сниматься.

В начале 60-х состоялся и режиссёрский дебют Быкова – весьма легкомысленная, но талантливая комедия Семь нянек. Тогда ещё Ролан Быков не знал, что очень скоро его имя и творчество станет навсегда символом детского кинематографа. Это произошло, когда вышла на экран его выдающаяся режиссёрская работа – эксцентрическая комедия Айболит-66. Сам Быков говорил: Эта картина моя большая радость, моё большое счастье. В кино я пришёл именно из-за Айболита.

в 1971 году Михаил Козаков предложил ему сыграть Пушкина, Быков не смог отказаться от давней мечты. Поглядев на Ролана в гриме, пушкинисты в один голос заявили: Поразительное портретное сходство! Однако у министра культуры Екатерины Фурцевой было иное мнение. С обычным совковым хамством она заявила: Что вы нашли в этом уроде? Других, что ли, нет актёров на Пушкина? В итоге была снята вся постановка.

Ролан Антонович рассказывал: Меня утвердили на главную роль в картине, а в партнёрши выбрали Лену. Я её до этого в глаза не видел, но то, что она дочка Санаева, мне сразу не понравилось. Всеволода Васильевича я уважал и ценил, однако всех этих папиных дочек и сынков не любил. Впрочем, тут делать нечего – звоню: так, мол, и так, вместе летим на съёмки. А Лена мне заявляет: Я не летаю, поеду поездом. Ах ты, думаю, звезда! Самолеты тебя не устраивают! Во мне взыграл пролетарский дух мальчика с Зацепы, я швырнул трубку, затем тут же позвонил режиссёру и сказал: Кого ты мне в напарницы выбрал? Давай мне Майю Булгакову или Овчинникову. Я с ними уже играл, а эту твою девочку не знаю и знать не желаю. Режиссёр не стал со мной спорить: Сделаю, как хочешь. Прихожу на студию и вдруг вижу красавицу с огромными глазами, в которые я просто провалился. Чистое очарование! Кто такая, спрашиваю. Та самая Елена, которую ты забраковал. Всё, – говорю, – отправляйте Булгакову, возвращайте Санаеву

Затем в течение пяти лет ему зарубили на корню несколько сценариев и от режиссуры отлучили. Быков воспринимал всё это с горечью. Порой срывался. Вот как Ролан Быков сам описывает это: Выпить я в свое время уважал. Семь лет пил по-чёрному. Лена пережила это вместе со мной Был такой случай. Я устал от Лениной опёки и сбежал от неё на ипподром, куда никогда не ходил и где, по моим расчетам, Лена никак не могла меня найти. Сел я за столик, ну и всё такое. И вдруг в ресторан входит она – красивая, стройная, молодая. Я поклялся себе: сделаю всё, чтобы быть достойным её. Пить бросил, потому что понял: если не остановлюсь, потеряю семью.

Санаева рассказывала о продолжении этой истории. Когда сели в такси, Ролан уткнулся ей в плечо и сказал: Мать, я всё понял. Ты Родина! А Родину не бросают!

С большим трудом, преодолевая сопротивление различных инстанций, он смог в 1984 году снять свою самую бескомпромиссную работу – нравственную драму из жизни школьников Чучело – честный, жёсткий, драматичный и необычайно талантливый фильм о подростках, где главные роли сыграли юная тогда Кристина Орбакайте и неподражаемый Юрий Никулин (Государственная премия СССР, 1986). Эта режиссёрская работа (как оказалось, последняя) стала вершиной его творчества.

Детство содержит в себе, может быть, главную тайну жизни. Вспомните своё детство: день начинался рано утром, ещё до школы было время и для приготовления уроков, если вчера не успел, или – в магазин для матери сходить. Потом громадный день в школе, разделённый как экватором большой переменой. Потом – ещё целый день после школы, целый божий день, а ещё были вечер и ночь, и тайком от матери удавалось продлить день, заглянуть в этот взрослый сумрак, услышать то, чего не позволяли, и лишь потом нырнуть в постель. А сейчас, день, как очистка от семечки: встал – лёг, встал – лёг, встал – лёг – с Новым годом!.. Встал – лёг, встал – лёг – с Новым годом!…- говорил Ролан Быков.

В 19891992 гг. был директором Всесоюзного Центра кино и телевидения для детей и юношества. Избирался секретарём СК СССР. Народный депутат СССР в 19891991 годах. Создатель и руководитель Международного Фонда развития кино и телевидения для детей и юношества (Фонд Ролана Быкова). Возглавлял Внепартийное общественно-политическое Движение 95 Союз общественных организаций работников культуры, науки, образования и экологии. Был президентом банка Хэлп. Академик Российской академии кинематографических искусств. На выборах Государственной думы 1995 года возглавлял (вместе с Ириной Хакамадой и Владимиром Джанибековым) избирательный блок Общее дело. Однако от своих партнёров по блоку он, тем не менее, сильно отличался. Выступая незадолго до смерти в видеозаписи, несколько раз показанной тогда по российскому телевидению, он, подводя итоги развития страны с 1991 года, назвал РФ оккупированной страной.

Актёр стал редко сниматься. Хотя эти немногочисленные роли, не лишённые трагизма (Письма мёртвого человека, 1986; Серые волки, 1992) или траги-фарсовые (Оно, 1990), вполне можно соотнести с работами лучшего актёрского периода в творчестве Быкова во второй половине 1960-х годов. Помимо актёрской деятельности, Ролан Быков вел режиссёрскую мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссёров (ВКСР). Работал на радио и телевидении. Почётный профессор МГУ (1998). Одно время он даже возглавлял банк, увлекся компьютерной графикой, сочинил несколько песен, написал две книги стихов, прозу… Его стихи можно услышать в фильме Страсти по Андрею режиссёра Андрея Тарковского, где он сам их и читает.

Казалось, его энергии нет предела. Но предел был. Врачи нашли у него рак лёгких. В начале 1996 года он перенёс операцию на лёгком, после которой прожил чуть более двух лет. Он умирал в больнице, до последнего дня пытался ещё что-то сочинить, написать, создать. Он хотел снять картину о Великой Отечественной войне…

Скончался Ролан Быков 6 октября 1998 года в Москве. Огромные толпы самых разных людей пришли проститься в Дом кино с замечательным актёром и режиссёром. Похоронен Ролан Антонович Быков в Москве, на Новодевичьем кладбище (участок 10).

Звания и награды

Заслуженный артист РСФСР (1973)
Народный артист РСФСР (1987)
Народный артист СССР (1990)
Государственная премия СССР (1986, за фильм Чучело)
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1987, за роль Профессора в фильме Письма мёртвого человека)
Премия Президента Российской Федерации (1998)
Премия Московского комсомола (1967 за создание фильмов для детей и юношества)
Орден За заслуги перед Отечеством IV степени (1994)
Медаль За трудовую доблесть (1967)
Медаль В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина (1970)
МКФ в Москве (1971, Главный приз по разделу детских фильмов, фильм Внимание, черепаха!)
МКФ фильмов для детей и юношества в Хихоне (1971, Главный приз Золотое весло, фильм Внимание, черепаха!)
ВКФ в Кишинёве (1975, Приз за лучшую режиссёрскую работу, фильм Автомобиль, скрипка и собака Клякса)
МКФ фильмов для молодёжи в Лаоне (1986, Главный приз, фильм Чучело)
Всеевропейский КФ детского и юношеского кино в Виши (1987, Главный приз, фильм Чучело)
Премия Ника за лучшую мужскую роль (1988, фильм Комиссар)
Золотая медаль имени Л. Н. Толстого (Международная ассоциация детских фондов, 1994)
Почётный профессор МГУ (1998).

Роли в театре
Московский ТЮЗ

Место в жизни М. Ф. Шатрова (режиссёр Е.Евдокимов) Игорь
Павлик Морозов по В. Г. Губареву Яшка
Чудесный мальчик Е. С. Рысса Вова Ермаков
Новый костюм М. Г. Львовского
Чистые руки М. Ф. Шатрова Лёня Горбатов
О чём рассказали волшебники В. Н. Коростылёва (по стихам К. И. Чуковского) (1956) Бармалей

Роли в кино

1954 Школа мужества парень-реалист
1955 Педагогическая поэма Степан Перец
1955 Пути и судьбы врач Винник
1956 Это начиналось так Вася Лапшин
1958 Наш корреспондент Николай Уваров
1959 Шинель Акакий Акакиевич Башмачкин
1960 Мост перейти нельзя Стэнли
1960 Осторожно, бабушка! библиотекарь Иван Ильич
1960 Балтийское небо Кабанков
1960 Русский сувенир эпизод
1961 Воскресение сумасшедший
1962 Путешествие в апрель виноторговец
1963 Сон в руку (новелла в киноальманахе Большой фитиль) вымогатель
1963 Пропало лето мужчина в соломенной шляпе на рынке
1963 Сотрудник ЧК священник
1963 Улица Ньютона, дом 1 рыболов-браконьер
1963 Я шагаю по Москве загипнотизированный прохожий
1963 Непридуманная история парень на брусьях
1964 Вызываем огонь на себя полицай Терех
1964 Женитьба Бальзаминова Чебаков
1964-1974 Фитиль (короткометражный) (1964 Умелая защита (фильм 30) Чебаков, 1965 На троих (фильм 32), 1965 Булочка с маком (фильм 35) клиент, 1974 Начнём новую жизнь (фильм 150))
1965 Звонят, откройте дверь Павел Васильевич Колпаков, трубач
1965 Здравствуй, это я! Пономарёв
1966 Айболит-66 Бармалей / Автор
1966 Душечка Иван Петрович
1967 Бегущая по волнам Капитан Гез
1967 Комиссар Ефим Магазаник
1968 Капа (короткометражный) фронтовик Иван
1968 Мёртвый сезон актёр Савушкин
1968 Служили два товарища красноармеец Иван Карякин
1969 Адам и Хева старик-шубурумец
1969 Андрей Рублёв скоморох
1969 Жди меня, Анна друг Миня
1969 Последняя реликвия монах Иоганнес
1969 Сюжет для небольшого рассказа Михаил Павлович Чехов
1969 Внимание, черепаха! бабушка Диденко / бабушка Манукян[19]
1971 Дикий капитан Адмирал
1971 Ехали в трамвае Ильф и Петров Иван Самойлович Федоренко
1971 Корона Российской империи, или Снова неуловимые лысый император
1971 Проверка на дорогах Локотков, командир партизанского отряда
1971 Телеграмма поющий новосёл
1972 Меченый атом Пчёлкин, проводник
1972 Принц и нищий сэр Вильям, церемониймейстер
1972 Петерс Терехов
1972 Сойти на берег Коклов
1973 Большая перемена Петрыкин
1973 Докер Агапов
1973 Исполняющий обязанности маляр
1973 Капитан (короткометражный) дядя Харитон, капитан дальнего плавания
1973 Мегрэ и человек на скамейке клоун Фред
1974 Автомобиль, скрипка и собака Клякса дирижёр / Леонид Ломакин / Житель дома / Глухонемая/ Старушка с кошками
1974 Хождение по мукам Кузьма Кузьмич
1974 О загадках смеха и (научно-популярный) ведущий
1975 На ясный огонь генерал Дубасов
1975 Приключения Буратино Кот Базилио
1976 Деревня Утка Шишок
1976 Дни хирурга Мишкина Иван
1976 12 стульев отец Фёдор
1976 Обыкновенная Арктика Андрей Миронов

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Name *
Email *
Website