Home » Разное » Имена россии….13 декабря

Имена россии….13 декабря

ИМЕНА РОССИИ….13 декабря 2017 года исполняется 110 лет со дня рождения актера театра и кино Ростислава Плятта.
Его отцом был адвокат Иван Плят. Мама Зинаида Павловна Закаменная Зинаида Павловна Закаменная была из Полтавы. В 1909 году его отец по совету врачей перевез семью в Кисловодск, поскольку мама Ростислава Плятта страдала болезнью легких. Когда она умерла, Ростислав с отцом в 1916 году переехали в Москву.Мне рассказывали, что у моей колыбели сходились две бабки – Жозефина Феликсовна, мать отца, и Александра Лукинична, мамина мать, – и начиналась тихая битва, – вспоминал Плятт. – Одна следила, чтобы дитя не усвоило ничего из хохлацкой речи, другая, наоборот, охраняла ребенка от всяких полонизмов. Успеха добились обе: когда я вырос, выяснилось, что я не знаю ни одного языка, кроме русского.
С 1916 года Ростислав учился в девятой московской школе МОНО имени Томаса Эдисона, куда часто приезжали со спектаклями артисты 2-й и 4-й студий МХАТа. Юному Плятту повезло с первых дней его учёбы в школе драмкружком руководил Владимир Фёдорович Лебедев. Известный артист Московского Малого театра распознал в своём ученике основную сторону его таланта склонность к комическому. Ростислав собирал рецензии и программки, ежедневно пытался протиснуться без билета во МХАТ. Однажды в своей квартире юный Плятт открыл дверь и не поверил глазам – на пороге стояли артисты его любимого театра. Оказывается, они пришли к отцу просить о юридической помощи. Дело было в том, что автор юмористических рассказов по фамилии Угрюмов написал рецензию, в которой оскорбительно отозвался об актрисе Пыжовой. Актриса, равно как и ее коллеги, обиделась. Артист Ключарев встретился с Угрюмовым и влепил ему пощечину. Угрюмов подал в суд, а защищать мхатовца пригласили отца Ростислава Плятта. Дело завершилось успехом – Угрюмов был наказан, а Ростислав получил возможность ходить во МХАТ через служебный ход. Правда, в труппу его не взяли, но посоветовали поступать в студию Юрия Завадского.
В 1926 году он поступил в студию Юрия Завадского, с которым в дальнейшем будет связан всю свою творческую жизнь. Театральный псевдоним позже Ростислав себе придумал, прибавив одну букву к фамилии и изменив отчество.
В 1927 году состоялся дебют Плятта в спектакле Простая вещь по рассказам Б.Лавренева, где Плятт сыграл Человека в пенсне и Офицерика на вечеринке. Актер удачно показался в Ученике дьявола Бернарда Шоу в 1933 году и в Школе неплательщиков Вернейля в 1935 году.
В 1936 году Плятт вместе с театром Завадского переехал в Ростов-на-Дону из-за отсутствия подходящего помещения в Москве. Это произошло не случайно. В то время в Москве началось движение по переброске молодых театров из столицы в крупные центры Советского Союза. МХАТу-2 предложено было ехать в Киев, Театру Рубена Симонова – на Урал. Но эти коллективы отказались выехать из Москвы и вскоре прекратили свое существование. Завадский же согласился переехать в Ростов. Позже Плятт, который в этом городе родился, вспоминал: Любопытно, что в 1936 году, когда Студия Завадского была переброшена в Ростов-на-Дону, театральные сплетники всерьез подозревали меня в причастности к этой интриге, как единственного ростовчанина в труппе.
Сам Ростислав Плятт вовсе не хотел покидать Москву, а к Ростову относился с иронией. Но позже актер полюбил родной город: на закате лет он назвал ростовские годы лучшими в своей жизни. В Ростове Плятта очень любили. Особенно сложно было достать билеты на спектакли, где он играл в дуэте с Верой Марецкой – супругой режиссера Юрия Завадского. На ростовской сцене Плятт играл Болинброка в Стакане воды Э.Скрипа и Скалозуба в Горе от ума Грибоедова. По-настоящему крупным успехом пользовалась его роль Фон Ранена в Днях нашей жизни Леонида Андреева в 1938 году. В этой роли обнаружилась склонность актера к углубленному, психологически тонкому раскрытию характера. До этого Плятт был признанным комедийным эксцентрическим актером, создавал образы, отличавшиеся острым внешним рисунком, ярко подчеркнутой характерностью.
В 1938 году Плятт вернулся в Москву и до 1941 года работал в Театре имени Ленинского комсомола, где сыграл роль Крогстада в Норе Ибсена. Писатель Константин Симонов отметил артиста как единственного и неповторимого исполнителя Бурмина в Парне из нашего города в 1941 году.
Проработав в Московском театре драмы с 1941-го по 1943-й годы, Плятт вернулся к Завадскому и больше не уходил из театра имени Моссовета. За долгие годы работы он выступал в самых разных по масштабу и жанрам ролях. В его репертуаре были эксцентрические роли Болинброка в спектакле Стакан воды в 1945 году и Нинковича в спектакле Госпожа министерша в 1946 году. Он сыграл в спектакле по произведениям Чехова Тапёра в 1944 году и Дорна в Чайке в 1945 году. Он также сыграл современные роли – Гарри Смита в спектакле Русский вопрос в 1947 году и Добротворского в спектакле Закон чести в 1948 году. Еще он исполнил классические роли Казарина в спектакле Маскарад в 1952 году и Яропегова в спектакле Сомов и другие в 1954 году. С каждым годом в искусстве Плятта все значительнее определялась психологическая разработка персонажей. В 1964 году Плятт сыграл интеллектуально острый характер Бернарда Шоу в спектакле Милый лжец и Цезаря в спектакле Цезарь и Клеопатра. Вершиной его сценической деятельности в 1960-е годы стал образ старика Купера в спектакле Дальше тишина по произведению В.Дельмара в 1969 году.
Мастер тонких, необычайно выразительных средств, в 1970-е годов он создал интересную портретную галерею. Он сыграл писателя Лавренева в спектакле Поющие пески в 1972 году, Постоянно действующего персонажа в спектакле Возможны варианты в 1975 году, генерала Фицбатресса в спектакле На полпути к вершине П.Устинова. Автор пьесы, увидевший эту работу, очень высоко ее оценил. Также Плятт сыграл Старорежимное Лицо в спектакле Версия в 1977 году, Федора Карамазова в постановке Братья Карамазовы в 1979 году.
Плятту исполнилось 30 лет, когда он начал сниматься в кино. Благодаря роли эпизодического персонажа в популярном детском фильме Подкидыш, исполненной в 1939 году, актер сразу стал известным. Плятт добился признания, играя в кино роли второго плана, став одним из самых известных советских актеров. Он поздно пришел в кинематограф, поскольку много играл в театре. Ввел тридцатилетнего актера в мир кино Михаил Ильич Ромм. Фильм, в котором Плятт дебютировал, видели все в Советском Союзе. Эта картина называлась Ленин в 1918 году. Небольшой эпизод, где Плятт сыграл некоего товарища Иванова, был вырезан, так как собеседником товарища Иванова был Сталин. Поэтому официальным дебютом Плятта долгое время считался фильм Подкидыш. В нем Плятт решал сложнейшую творческую задачу. Его партнершей была талантливая, но своенравная маленькая девочка, достававшая своими выходками всю съемочную группу.
Плятт тяготел к характерным ролям. Именно таким он был в Весне – худой, эксцентричный актер, с яркой пластикой, с нездоровой тягой к отрицательным персонажам и выразительному гриму. Его Бубенцов был воплощением самоуверенного, непробиваемого и самовлюбленного хамства.
Со временем у Плятта изменилась внешность. Из худого юноши он превратился в грузного человека с интеллигентной внешностью и добрыми глазами. Те немногие роли, что достались ему в кино 1960-х годов, как правило, эксплуатировали именно внешние данные например в Деловых людях. В 1965 году в фильме Иду на грозу, открывшем эпоху оттепели в кинематографе, Плятт сыграл абсолютно положительного героя – советского ученого старой школы, беззаветно служащего науке и людям. Надо было быть Пляттом, чтобы профессор Данкевич на экране получился личностью, а не плакатом, ибо абсолютно положительным героям в кинематографе катастрофически не везло с воплощением.
В 1970 году в фильме Судьбе резидента он без всякого грима, на той же самой интеллигентной благообразной внешности, на тихом голосе, мягкой манере говорить показал умного, неброского и мерзкого героя. Но самый известный персонаж Ростислава Плятта – это скромный пастор Шлаг из 17 мгновений весны во многих отношениях был и остался фильмом уникальным. В частности, герой Плятта – первый положительный образ священника в советском кинематографе. Причем – абсолютно положительный.
Я был жаден до работы и очень контактен – мне нравилось узнавать людей, – писал актер в книге воспоминаний Без эпилога. – Я брался за все, что предлагали, стараясь (по возможности) не ронять свою марку московского артиста Театра имени Моссовета. До явной халтуры не опускался, тем более что с голоду не умирал. Но если в том, что предлагали, мне чудилась искорка чего-то настоящего, я с полной верой в успех входил в работу.
За почти 50 лет работы в кино Ростислав Плятт снялся, по его словам, примерно в сорока картинах. Он работал на радио, озвучивал мультфильмы – в том числе читал слова автора в мультфильмах Слово имеют куклы, Как львенок и черепаха пели песню, Алиса в стране чудес, Алиса в зазеркалье.
Его последней работой стала роль в фильме Визит к Минотавру. На съемках Плятт сломал шейку бедра. В восьмидесятые годы, в связи с перенесенной тяжелой травмой, Плятт реже выходил на сценические подмостки. Тем не менее, его исполнение центральных ролей в спектаклях Суд над судьями Э.Манна (Хейвуд) и Последний посетитель В.Дозорцева (Посетитель) приносило огромную радость зрителям.
По воспоминаниям друзей и коллег, его всегда отличали благородство, изысканность и интеллигентность. Тем не менее, он любил пошутить над коллегами и посмеяться над собой. Например, после окончания работы над озвучиванием радиопостановок приговаривал целомудренно, обращаясь к коллегам по цеху. А не много ли у нас пляттства на радио?.
В одном из спектаклей в 1950-е годы Ростислав Плятт, игравший важного начальника, должен был пройти из кулисы в кулису по авансцене, приподняв шляпу и приветствуя выстроившихся лицом в зал подчиненных. Зритель видел только затылок Плятта, а остальные актеры были обращены в зал лицом. Когда он снял шляпу, его коллеги увидели на его лбу надпись – нецензурное слово. Актерам было сложно удерживаться от хохота. В другой раз Плятт как-то спросил у Никулина: Кого из вашей семьи вставить в пьесу?. На что Юрий Никулин ответил: Вставь Марию Петровну, мою тещу. Во время драматического монолога, стоя у окна, Плятт, играющий американского старика, вдруг говорит: Противный дождик все еще идет. А бедная Мария Петровна выгуливает собачку Кутю, – и далее по тексту пьесы. Публика ничего не заметила – настолько ловко, не нарушая заданной интонации, ввернул Ростислав Янович в текст зарубежной пьесы московскую Марию Петровну с Кутей.
Одно время в парикмахерских, ресторанах, банях СССР висели объявления: Чаевые оскорбляют достоинство советского человека. И Плятт, рассчитываясь с парикмахером, неизменно приговаривал, косясь на плакат: Обожаю оскорблять достоинство советского человека. Расплатившись и оставив щедрые чаевые, спрашивал: Я достаточно оскорбил ваше достоинство?.
Друзья и артисты, игравшие с ним на одной сцене, говорили, что он был очень щедр и никогда не отказывал тем, кто просил в долг. Однажды реквизитор одолжил у него 10 рублей до получки, но в день выдачи зарплаты обнаружил, что долгов очень много – все раздал, ничего не осталось. Он подошел к Плятту с извинениями и обещанием вернуть еще через три дня.
Плятт поразился: Единственный человек, который подошел в то время, в которое обещал! Отдашь, не отдашь – ты всегда приходи, я тебе всегда буду давать деньги, сколько тебе нужно.
Он помогал не просто деньгами – за брата-актера он был готов обивать начальственные пороги. Он многим выбил квартиры, в том числе Ие Саввиной и Ирине Муравьевой.
Ростислав Плятт прожил счастливую творческую жизнь, но его личная жизнь складывалось не просто. Детей у Ростислава Плятта не было. По воспоминаниям актера и друга Плятта Георгия Бахтарова, Плятт был женат на женщине старше него. Когда-то та работала в театре Корша и была очень эффектной – рыжая с синими глазами. Со временем превратилась в хромую старуху и регулярно грозила ему: Уйдешь к Верке, я повешусь. Так и знай!.
Вера Марецкая была знаменитой актрисой, супругой режиссера театра Моссовета Юрия Завадского. По словам многих коллег, Ростислав Плятт был долгое время влюблен в нее. После смерти режиссера, он предложил ей руку и сердце, но она отказала, сославшись на возраст. Слишком поздно начинать новую семейную жизнь, – ответила она.
Зато в работе проблем с отношениями не было. Так, по воспоминаниям худрука театра Моссовета Павла Хомского, актер очень трогательно относился к Фаине Раневской: Она, как известно, была очень остра на язык, могла запросто обидеть человека остроумным словом, но Ростислав Плятт прощал ей любые резкости.
Очень немногие актеры могли играть с Раневской на равных, но когда они оказывались вдвоем на одной сцене или в одном кадре – возникало настоящее актерское чудо. В кино лучше всех раскрыл возможности этого дуэта Григорий Александров в картине Весна. А на легендарном спектакле Анатолия Эфроса Дальше – тишина плакала вся театральная Москва.
Ростислав Плятт любил книги и был очень начитанным и образованным человеком. Считал, что существует только одна национальность в мире – хороший порядочный человек. Однажды, когда ему рассказали о подлости, совершенной одним большим театральным чиновником, Плятт поразился: Как он может так жить?.
К театру Ростислав Плятт относился предельно строго. Ему не раз предлагали взять студенческий курс в ГИТИСе или поставить спектакль. Но он отвечал: Это не для меня, я в театре солдат.
В последние годы жизни в спектаклях не играл, поскольку, получив травму, стал хромать.
Я предлагал ему спектакль, где главную роль можно сыграть сидя, вспоминал Павел Хомский, Но Плятт мне ответил: А как же я на поклоны выйду?. Он ужасно не хотел огорчать зрителей своим нынешним видом, перестал выходить из дому, что, мне кажется, ускорило его уход из жизни.
Ростислав Плятт ушел из жизни 30 июня 1989 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
В память об актёре на доме 2

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Name *
Email *
Website